В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 
Оно было в начале у Бога. 
Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть…
И слово стало плотию…

Евангелие от Иоанна

44 - Курганы

 Собирая материал по курганам, Микенским гробницам, усыпальницам столкнулся в интернете со статьёй Гэвина Претор-Пинни. Показалось, что материал настолько созвучный, что решил их объединить. Поэтому: текст от Гэвина, визуальное наполнение от меня.

 

Курган — разновидность погребальных памятников, распространённая на всех континентах, кроме Австралии и Антарктиды. Характеризуется, обычно, сооружением земляной насыпи над погребальной ямой. Выделяются многочисленные типы курганов, характеризующиеся особенностями конструкции погребальной камеры и насыпи.

Силбери-Хилл - 40-метровый курган около Эйвбери в графстве Уилтшир, Великобритания.

  

В конце каменного века (ок. 4000-2000 лет до н. э. в Европе) возводили мегалитические сооружения, большинство которых стоят и по сей день. Кроме земляных платформ, одиночных мегалитов и их комплексов, например Стоунхенджа, построенного в форме круга, многие выполнялись в виде земляных камер, иногда выложенных камнем, с одним или несколькими коридорами для доступа извне, часто крестообразной формы.

Сокровищница Атрея, Микены, Греция.

  

И хотя в них изредка были найдены кости, утверждать, что постройки служили местами захоронений, нельзя – это могли быть и алтари, где поклонялись силам природы. А хоронить предков…, да где только люди друг друга не хоронили.

Tumulus de Dissignac, Сен-Назер, Франция. 

 

Акустическая археология как наука возникла совсем недавно: ученые, изучающие акустические свойства древних строений, предположили, что люди, спроектировавшие и построившие эти камеры, большое внимание уделяли резонансным свойствам подземных помещений.

 Царская гробница, Крым. Потолок уступчатый купол.

  

В попытке пролить свет на принцип действия этих древних сооружений писатель Пол Деверо и профессор Принстонского университета Роберт Джан изучили акустические свойства ряда доисторических подземных камер на территории Великобритании и Ирландии.

1. Курганы Каокии, Америка.                                                       2. Курганы Гордиона, Турция.

  

Они обследовали дольмен Чун в Корнуолле – вырытое в земле мегалитическое однокамерное погребальное сооружение, и Уэйлендз-Смайти в Беркшире – длинный курган с выложенной камнем гробницей.

Гробницы Клитемнестры и Эгисфа, Микены, Греция.

   

После этого они провели исследование Ньюгрейндж – большой коридорной гробницы с крестообразной камерой, а также двух погребальных сооружений в Лох-Крю: все эти объекты находятся на территории ирландского графства Мит.

Ньюгрейндж (Ирландия).

   

В камере каждого мегалитического сооружения были установлены громкоговорители, через которые звучали тоны; при этом подбиралась частота наибольшей интенсивности звуковых вибраций и наиболее громкого звучания. Камеры резонировали благодаря звуковым волнам: волны распространялись по коридорам, отражались в тупиках и, накладываясь на обратном пути, усиливали звук. Сравнив частоты, дававшие самую мощную реверберацию, исследователи были в немалой степени удивлены.

 Гластонбери Тор, Англия.

 

Несмотря на то, что постройки значительно отличались размерами, формой и строительными материалами, все они резонировали в очень низком диапазоне частот: 95-112 герц, что вполне соответствует вокальному диапазону человеческого голоса, по крайней мере, мужскому баритону. Найденные в подобных постройках человеческие останки позволили археологам прийти к общему заключению: строения использовались в качестве погребальных камер.

 Гробница Лей Чей Хан, Китай.

 

Исследователи задумались: могут ли резонансные качества, особые для каждой камеры, указывать на то, что либо до, либо во время захоронения в камерах совершались ритуальные песнопения? Глубина и реверберация голоса, звучащего на резонансной частоте камеры, значительно усиливается; благодаря этому может «создаться устойчивое впечатление присутствия сверхъестественных сил – богов или духов предков».

 Скифские курганы. Если камня было мало, потолок делали из сруба и засыпали землёй.

  

Ученые из Университета Рединга изучили акустические свойства Кэмстер-Раунд, неолитической коридорной гробницы на территории Шотландии, проанализировав на примере точной копии резонансные свойства сооружения. И выяснили: поскольку гробница выстроена как узкий коридор, ведущий в круглую камеру, вся постройка должна резонировать по типу бутылки.

 Толос сводчатая гробница возле Дворца Нестора, Греция.

  

Такой тип резонанса наблюдается в резонаторе Гельмгольца – бутылке с горлышком, в которую дуют; воздух в бутылке расширяется и сжимается как одно целое, порождая звук. Ученые обнаружили, что камера устроена таким образом, чтобы резонировать по типу бутылки, производя звук внутри камеры (это гораздо более вероятно, нежели предположение о том, что молящиеся в каменном веке собирались у входа в камеру и старательно дули внутрь).

 Yakhchal. Только не смейтесь, сейчас в Иране их используют как холодильники.

  

Выполненная в определенном масштабе модель показала – резонанс внутри строения должен составлять 4–5 герц. Однако минуточку! Это ведь гораздо ниже диапазона человеческого голоса и, если уж на то пошло, диапазона тональности музыкальных инструментов. Звуки ниже 20 герц люди даже не слышат. Неужели стройная теория о том, что в каменном веке религиозные песни во время ритуалов заставляли камеру Кэмстер-Раунд резонировать, рассыпалась в пух и прах?

Некрополи Донголы, средняя часть Нубии (Судан), Африка.

 

Но ученые так не думали. По их мнению, должен существовать способ, который позволяет наращивать звуковые вибрации даже при настолько малых частотах. Чистый тон состоит из колебаний давления, которые нашим ухом как звук не улавливаются. Только когда колебания следуют одно за другим непрерывно, наши барабанные перепонки вибрируют со скоростью более двадцати раз в секунду, и мы различаем ноту.

Усыпальницы близ Джебель-Баркал, Судан (бывшая Нубия), Африка.

 

Но при ударах в барабан со скоростью четыре-пять раз в секунду как раз и возникнут слышимые звуки, повторяющиеся с частотой 4–5 герц. Каждый такой удар вызывает звуковые волновые колебания (подобно колебаниям, из которых состоит чистый тон), однако за ударом следует реверберация кожи барабана – уж ее-то мы слышим И, следовательно, слышим барабанную дробь со скоростью четыре раза в секунду, пусть даже такая частота недостаточна для того, чтобы наш мозг соединил удары в звук определенной высоты.

 

Стоуни-Литлтон – курган эпохи неолита, найденный в Сомерсете. Что, если он действовал по принципу резонирующей камеры, придававшей религиозным песнопениям большую звучность?

 

 Ученые собрали в погребальной камере аудиторию и принялись бить в барабан со скоростью четыре удара в секунду (частота в 4 герца). Слушавшая публика потом призналась, что во время барабанного боя у них возникли необычные ощущения – они почувствовали, будто звук определенным образом влияет на их пульс и дыхание. Некоторые говорили, что если бы барабанный бой длился дольше, у них уча¬стилось бы дыхание. А вот во время ударов такой же силы, но более медленных, от которых пространство не резонировало, таких жалоб было меньше.

Ульи Монастыря Скеллиг Майкла (Ирландия), построенные коптами.

 

Конечно, подобные ощущения – штука субъективная, однако когда ученые НАСА при конструировании ракеты изучали воздействие вибраций на человеческое тело, они обнаружили, что разные части тела взрослого человека резонируют на разных частотах. Отдельные внутренние органы на определенных частотах вибрировали интенсивнее, вызывая существенное «затормаживание жизненных функций организма и неприятные ощущения». И какова же резонансная частота человеческого туловища? Да точно такая, к какой пришли исследователи погребальной камеры в Кэмстер-Раунд, – 4-5 герц.

 

Итого:

 

Может, люди эпохи неолита, ударяя в барабан вызывали инфразвуковой резонанс? Для каких целей? Чем занимались люди в этих акустических лабораториях?

Одно можно сказать точно - зодчие каменного века при проектировании строений учитывали их особые резонансные качества. Для нужд жрецов это было жизненно необходимо. И если бы это не приносило бытовой пользы, то не занимались бы строительством столь не простых сооружений на протяжении нескольких тысячелетий.

Литература

1. Devemex, Р., andJahn, R. G., "Preliminary investigations and cognitive considerations of the acoustical resonances of selected archaeolocal sites //Antiquity 70: 665-66 (1996).

2. Devereux, Paul, Stone Age Soundtracks: The Acoustic Archaeology of Ancient Sites (London: Vega, 2001).

3. Watson, Aaron, and Keating, David, "Architecture and sound: an acoustic analysis of megalithic monuments in prehistoric Britain", Antiquity, vol. 73, No. 280 (1999).

4. NASA-STD-3000: Man-Systems Integration Standards, Revision B,July 1995, vol. 1,5.5.2.3.1.

5. Broner, N, "The Effects of Low Frequency Noise on People - A Review // Journal of Sound and Vibration, vol. 58, no. 4 (1978).