В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. 
Оно было в начале у Бога. 
Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть…
И слово стало плотию…

Евангелие от Иоанна

6 - хранители

10.09.2014 год.

   Во всех культурах Врата Мира сторожили Хранители, которые располагались слева и справа от Врат. Помимо этого, они могли «охранять»  какого-либо бога, либо жреца, ведущего звуковое воздействие. Так же Хранители могли находиться слева и справа от группы богов (малого звукоряда, Дэ), давая понять, где звукоряд начинается, а где заканчивается.

  

   В Индии Хранителями были Джая и Виджая. В Египте – Исида и Нефтида. В Японии – Misshaku и Naraen. В Китае - Сканда и Вэй Tuo.
Как их только не называли – Стражи Врат, Охранники, Привратники…

   Функции Хранителей были те же, что и у Врат Мира, и у Лестницы в Небо – определять рамки Дэ (малого звукоряда). Ведь недаром один Хранитель изображался с открытым ртом, а другой с закрытым. Что позволяло точно понимать, где Дэ начинается, а где заканчивается. С какой ноты (тона) начинать, а на каком останавливаться и не «идти» дальше.

   В разных культурах Хранители появляются под разными именами и в разных ипостасях. Они изображались и в человеческом облике, и в образе зверей, мифических существ; как тотемные столбы и как простые колонны. Львы, собаки, змеи, драконы, слоны, тигры, наги … Кого только не изображали в роли Хранителей.
Помимо Стражей Дэ, их ещё изображали как Ангелов-Хранителей жрецов, ведущих работу со звуком. Как постоянное и незримое напоминание жрецу в каких рамках надо держать звук при выполнении Дэ. Наличие Ангелов-Хранителей у жреца говорило о том, что он в своём искусстве добился больших результатов, многое умеет и хорошо свой дар контролирует.

Египет. В ложных дверях Хранителей Врат изображали всегда внизу и всегда лицом к центру Врат.

   

   И чем больше у ложных дверей было внутренних ступеней, тем большее количество Хранителей древние египтяне изображали.

   

   Kongōrikishi (金剛力士) или НИО (仁王) два стража, стоящие сегодня у входа многих буддийских храмов по всей Азии, включая Китай, Японию и Корею. Kongōrikishi – это обычно пара фигур, которые стоят у въездных ворот в храмы, обычно называемые Niōmon в Японии, hēnghā ER Цзян в Китае и Geumgangmun в Корее.

 

1. Daisho в Храме, Миядзима.                                       2. Храм Сендай.

 

   Правая статуя называется Misshaku Конго и изображается с открытым ртом, представляющим вокализацию первого дэванагари, которое произносится "а". Левая статуя называется Naraen Конго и его рот закрыт, что представляет вокализацию последнего дэванагари, который произносится как " ɦūṃ ". Эти два знака вместе символизируют рождение и смерть всех вещей (мужчина якобы рождается, произнося звук «А» с открытым ртом, а умирает, произнося " ɦūṃ " с закрытым ртом). Подобно Альфе и Омеге в христианстве, они означают "все" или "все творение". Аналогично Аум (Ом), которая на санскрите означает Абсолют.

   Джая и Виджая являются двумя полубогами-привратниками (Dvarapala) из обители Вишну, известной как Вайкунтху (что означает «место вечного блаженства»).

 

   В современную эпоху, называемую на санскрите Кали-Юга, Джая и Виджая можно увидеть в качестве хранителей в храмах, посвящённых Вишну, и в храмах, связанных с вайшнавизмом. Статуи Джая-Виджая стоят в храме Венкатешвары в Тирумале, в храме Джаганнатха в Пури и в храме Ранганатхи в Шрирангам .

 

   Китай. Сканда, также известные как Вэй Tuo. Являются бодхисаттвами и служат преданными стражами буддийских монастырей. Оба считаются небесными защитниками буддизма.

 

   Dvarapala Dvara (санскрит dvāra) означает «ворота», а пала  означает «защитник».

 

   Китай. Вэй Чжэн и Чжун Куй размещены на каждой стороне входа в храм, дом, общественное здание и т.д., чтобы предотвратить попадание внутрь помещения злых духов

 

   Komainu - пара львов, охраняющая многие японские синтоистские святилища. У одного рот открыт, у другого закрыт. Это очень распространенная характеристика в религиозных парах Хранителей. Открытый рот произносит первую букву санскритского алфавита, которое произносится "а", в то время как закрытая произносит последнюю букву, которая звучит "гм", чтобы представить начало и конец всех вещей. Вместе они образуют звук Аум, священный звук в таких религиях, как индуизм, буддизм и джайнизм

 

   Япония. Shishi (stone lion). Львы всегда изображаются в парах, как проявление инь и ян: женского, представляющей инь, и мужского ян. Лев-самец держит переднюю лапу на сфере "Сю Цю"(绣球), которая иногда ассоциируется с "Цветком Жизни ". Самка, по сути, идентична, но ее лапа лежит на детеныше

 

   Иногда рот самки закрыт, а самца - открыт. Это символизирует произнесение священного слова "ом". Тем не менее, японские традиции утверждают, что вдох мужчины символизирует жизнь, в то время как вдох женщины - смерть

 

   Псы-львы у въездных ворот в храм Todaiji в Наре

 

   Начиная с IX в. постепенно закрепился обычай делать статуи разными, и в этом случае одна из них — «лев», а другая — «пёс». Как их отличить друг от друга? «Лев» слева, «пёс» справа. У «льва» пасть открыта, он произносит «А» — самую простую буддийскую мантру. У «пса» пасть закрыта, но это потому, что он только что произнёс «ХУМ» — последний слог многих длинных мантр. (Эти две гримасы называются 阿形, агё: «образ знака А», и 吽形, унгё, «образ знака ХУМ». Вместе получается такой буддийский вариант «альфы и омеги»).

1. Лев и пёс из храма Тодзи в Киото.                             2. Лев и пёс из святилища Тайхо

 

 1. Изваяния из святилища Сумиёси.                            2. А эти - из храма Якусидзи

 

   Пара собак Фу

 

1. Япония. Храм Канадзава.                                             2. Дварапала в Индии

 

   Хранители в храме Monywa

 

   Дварапала в Индии

 

   Храм Otoyo, Киото, Япония

   Бирма. Chinthe занимают видное место на кьята, валюте Бирме. Chinthe почти всегда изображаются в парах и служат для защиты пагоды. Как правило, они изображаются как животные, но иногда встречаются и с человеческими лицами

 

   Xiezhi (китайский :獬豸) или Haetae (Haetae, часто пишется Haitai или Haechi) является легендарным существом китайской и корейской мифологии. По сути обычный зверь, xiezhi был использован как символ справедливости и закона

 

   Pixiu или Пи Яо, изначально известный как Би Се, является китайским мифическим гибридом, очень мощным защитником для практиков фэн-шуй . Он напоминает крылатого льва

 

   В буддизме Snow Lion (Снежный Лев) считается защитником Будды.  В живописе и скульптуре, как правило, изображается поддерживающим трон Будды (один слева и один справа от трона). Представлен в виде симметричной пары: самец слева и самка справа

  

   Shisa, часто по двое, напоминающие помесь льва и собаки существа из окинавской мифологии. На изображениях в паре Shisa слева традиционно имеет закрытый рот, справа - открытый рот. Открытый рот пугает злых духов, закрытый рот удерживает хорошее настроение

 

    Qilin является мифическим существом, химерой, известным в китайской и других культурах Восточной Азии

   

   Хранители. Китайские драконы традиционно символизируют мощь, благоприятную силу, в частности, контроль

 

   Jangseung, или опекуны деревни, являются корейскими тотемами, обычно изготавливаются из дерева. Jangseungs традиционно размещены на околицах деревень, чтобы отмечать границы и отпугивать злых духов

 

   Бали. Якша и Акала

 

   Вот так сегодня роль Хранителей представляют себе люди

 

   Народ всегда ко всему подходит с фантазией

 

 

 

Подборка материалов и идея - Долженко С.Н.

 10.09.2014 год.

 

Читайте далее:

 

Бог      *     Дао Дэ Дзин      *      Душа      *      Конфуций   

Врата Мира      *      Хранители      *      Книга врат Дуата

Веды. Ригведа      *      Бардо Тодол      *      Пополь-Вух

Энума Элиш      *      Изумрудная скрижаль Гермеса

Кибалион      *      Даосские притчи и истории

Кодзики      *      Конфуцианские притчи